Делай добрые дела! На том свете тебе воздастся! Угольками...
Герой vs Антигерой (и трикстер)
краткий архетипический ликбезГерой и Антигерой символизируют вечное и смертное, комедию и трагедию, новое и старое, общественное и личное, альтруизм и эгоизм, щедрость и жадность, креативность и повторяемость, свободу и контроль, искренность и видимость, живое и механическое.
Базовой характеристикой здесь является то, что Эрих Фромм назвал дуализмом позиций "иметь или быть".
Герой - само бытие, он изменчив и готов дорожить людьми, вещами, впечатлениями, но и быть способным от них отказаться, двигаться дальше. Поэтому для героя даже смерть "просто ещё одно большое приключение". Как ракета отбрасывает ступени, чтобы двигаться вперёд, как звезда сгорает, чтобы светить, путь героя невозможен без расставаний также, как и без новых встреч. И именно осознание хрупкости бытия в сущности лежит в основе героики его поведения - ведь нет никакой доблести в том, чтобы потерять то, чем не дорожил, как нет храбрости в том, чтобы привязаться к вечному. Знать риск потери, но идти на него, - одна из черт героя.
Антигерой - тот, кто владеет. Он - пустота, видимая только благодаря своему воздействию на людей, вещи и явления. Так чёрная дыра познаётся только по гравитационным искажениям, но света не даёт. Потребность стать видимым, "придать форму своей пустоте" порождает в нём склонность к обладанию и контролю. Поскольку то, чем антигерой владеет, даёт ему единственную доступную иллюзию бытия, он не готов с этим расстаться. Не обладая внутренней силой и способностью смотреть в будущее с оптимизмом (как в мир новых возможностей), антигерой неизбежно мёртвой хваткой вцепляется в то, что у него уже есть: т.к. он боится, что ничего другого у него уже никогда не будет.
Так рождается оппозиция "щедрость - жадность" и "новое - старое".
Жадность порождает основные прегрешения Антигероя в мифе, сказке, фэнтези и фантастике:
1) Присвоение лично себе общественного блага (ага, вы правильно понимаете: взяточник/коррупционер - самый настоящий, архетипический образ зла. Без шуток)
2) Тотальный контроль, абсолютная власть, способность заставить (в т.ч. с помощью магии, гипноза...)
3) Монополия ("этого всем не хватит, это надо одному") - причём не только на ресурсы, но и на то, чтобы вершить справедливость, допустим. На точку зрения ("но бойся того, кто скажет "я знаю, как надо"). Монополия идёт рука об руку с потребностью уничтожить всех конкурентов, отсюда - путь антигероя часто начинается с предательства
4) Нарушение обетов (власть или блага обычно идут в обмен на ограничения. Антигерой традиционно хочет и власть захапать, и ограничения не исполнять)
5) Патологическая боязнь смерти, стремление к вечной жизни в неизменном виде. Последнее существенно, т.к. жадность мешает расставаться с чем бы то ни было.
Со своей стороны, Герой:
1) Имеет подчёркнуто мало постоянного имущества. При необходимости, он может добыть конкретные ресурсы (в т.ч. деньги) под конкретную задачу, но накопительством/коллекционерством не занимается. У Героя на хранении могут находиться чужие ценности, но он никогда их не присваивает.
2) Подчёркнутое равнодушие к заниманию руководящих постов. Если обстоятельства требуют, Герой может занять такой пост, но при первой же возможности передаст в проверенные руки кого-нибудь другого.
В современной интерпретации этот принцип часто доводится до абсурда, и тогда атрибутом Героя становится способность работать только в одиночку или в небольшой группе - и полная неспособность организовать сколь угодно крупный коллектив.
3) Отсутствие строгой позиции. Это может показаться странным, но Герои обладают известным равнодушием к плодам своих деяний - во всех случаях, когда эти деяния не вступают в прямой конфликт с их обязательствами и принципами.
На практике это реализуется либо через фигуру Героя на этапе становления/обучения (т.е. он открыт к новому, ничего не знает наверняка, слушает гуру, весь мир для него одна большая песочница) - либо через Героя как профессионала-интроверта (т.е. он хорошо умеет спасать принцесс от драконов, а что там происходит вокруг, какой курс валют, какое правительство во дворце - он не в курсе ну вообще).
И если монополист-антигерой обычно пытается по-тихому выпилить себе подобных, то герой, разумеется, пытается пощадить даже врагов ("прощайте врагам своим"). Не иначе как ради разнообразия флоры и фауны своего сеттинга. Или чтобы не заскучать когда-нибудь.
4) Патологическая верность обетам. Даже когда это уже неактуально, бессмысленно и напрямую вредно. Даже когда, если закон не нарушить, можно потерять нечто для себя важное
5) Готовность идти на смерть / принести себя в жертву. Впрочем, мифически обычно подчёркивается, что смерть, принятая с такой готовностью, становится началом новой, обновлённой жизни (от Ивана-царевича после чана с кипящим молоком, до, допустим, Диониса).
Символически такая "частичная смерть" - символ способности отказаться от старого и войти в новую жизнь, не таща за собой прежних ошибок ("новое вино в старые мехи не наливают"). В этом смысл обрядов инициации и перехода. Всех этих постригов, инаугураций и бесчисленных ребёфингов с необходимостью "проснуться для новой жизни".
Деление на героев и антигероев задаёт сущность комедии и трагедии в греческом понимании жанров.
Трагедия - рассказ о конечности, смертности, судьбе. О том, что "всё, что ты любишь, умрёт". Но в отчаяние она повергает только тех, кто стоит на позиции антигероев. Кто хочет "остановить мгновение" и "запечатать жизнь", обратить её в камень. Потому что "не стареет только то, что не живёт", а жизнь учит что за началом всегда скрывается конец, и к этому надо быть готовым.
Комедия - торжество над смертью и упадком. Бабочка, вылезающая из пустой шкурки гусеницы. Новое, неожиданное, другое. Иной пласт реальности, просочившийся из-под казалось бы единственного пути, и смешавший все карты. Это сущность героической саги, это сущность и истории о курочке Рябе: не надо плакать над разбитым яйцом, потому что будет снесено новое. Даже после Рагнарёка будет новый мир.
Поэтому греки ставили искусство комедии на более высокую ступень.
Такова вкратце разница между архетипами Героя и Антигероя.
Прошу обратить внимание, что это вовсе не означает, что Герой не может приносить вред. Или убивать людей. Или трагически ошибаться. Не означает это и того, что Антигерой не может приносить пользу. Спасать кого-то. Оказываться прав.
Это просто не об этом. Герой и Антигерой = Жизнь и Смерть. Можно жить плохо, можно умереть красиво. Это ясно. Но смысл жизни и смерти ведь не в этом, правда?
Ну и разумеется бонусом к этим двум непримиримым товарищам нам достаётся фигура трикстера.
Трикстер - знак равновесия. Он - проводник и катализатор, но сам живёт мимо и помимо жизни и смерти.
В нём есть всепоглощающий инстинкт самосохранения Антигероя - но есть и стремление Героя к новому и интересному.
Он владеет и не владеет вещами и отношениями, потому что постоянно находится в процессе торговли, обмена, сравнения.
Он живёт здесь-и-сейчас, поэтому из вечного настоящего момента для него одинаково далеки концепции как смерти, так и вечности ("когда есть я, смерти нет. Когда есть смерть, нет меня").
Он не нарушает клятв... потому что их не даёт.
Он не имеет конкурентов, потому что он единственный в своём роде (других таких психов в округе не наблюдается)
Он ничем не управляет и никому не доверяет.
Одним словом, трикстер - это то самое "и" в "А и Б сидели на трубе". Он посредник, который становится посланием.
краткий архетипический ликбезГерой и Антигерой символизируют вечное и смертное, комедию и трагедию, новое и старое, общественное и личное, альтруизм и эгоизм, щедрость и жадность, креативность и повторяемость, свободу и контроль, искренность и видимость, живое и механическое.
Базовой характеристикой здесь является то, что Эрих Фромм назвал дуализмом позиций "иметь или быть".
Герой - само бытие, он изменчив и готов дорожить людьми, вещами, впечатлениями, но и быть способным от них отказаться, двигаться дальше. Поэтому для героя даже смерть "просто ещё одно большое приключение". Как ракета отбрасывает ступени, чтобы двигаться вперёд, как звезда сгорает, чтобы светить, путь героя невозможен без расставаний также, как и без новых встреч. И именно осознание хрупкости бытия в сущности лежит в основе героики его поведения - ведь нет никакой доблести в том, чтобы потерять то, чем не дорожил, как нет храбрости в том, чтобы привязаться к вечному. Знать риск потери, но идти на него, - одна из черт героя.
Антигерой - тот, кто владеет. Он - пустота, видимая только благодаря своему воздействию на людей, вещи и явления. Так чёрная дыра познаётся только по гравитационным искажениям, но света не даёт. Потребность стать видимым, "придать форму своей пустоте" порождает в нём склонность к обладанию и контролю. Поскольку то, чем антигерой владеет, даёт ему единственную доступную иллюзию бытия, он не готов с этим расстаться. Не обладая внутренней силой и способностью смотреть в будущее с оптимизмом (как в мир новых возможностей), антигерой неизбежно мёртвой хваткой вцепляется в то, что у него уже есть: т.к. он боится, что ничего другого у него уже никогда не будет.
Так рождается оппозиция "щедрость - жадность" и "новое - старое".
Жадность порождает основные прегрешения Антигероя в мифе, сказке, фэнтези и фантастике:
1) Присвоение лично себе общественного блага (ага, вы правильно понимаете: взяточник/коррупционер - самый настоящий, архетипический образ зла. Без шуток)
2) Тотальный контроль, абсолютная власть, способность заставить (в т.ч. с помощью магии, гипноза...)
3) Монополия ("этого всем не хватит, это надо одному") - причём не только на ресурсы, но и на то, чтобы вершить справедливость, допустим. На точку зрения ("но бойся того, кто скажет "я знаю, как надо"). Монополия идёт рука об руку с потребностью уничтожить всех конкурентов, отсюда - путь антигероя часто начинается с предательства
4) Нарушение обетов (власть или блага обычно идут в обмен на ограничения. Антигерой традиционно хочет и власть захапать, и ограничения не исполнять)
5) Патологическая боязнь смерти, стремление к вечной жизни в неизменном виде. Последнее существенно, т.к. жадность мешает расставаться с чем бы то ни было.
Со своей стороны, Герой:
1) Имеет подчёркнуто мало постоянного имущества. При необходимости, он может добыть конкретные ресурсы (в т.ч. деньги) под конкретную задачу, но накопительством/коллекционерством не занимается. У Героя на хранении могут находиться чужие ценности, но он никогда их не присваивает.
2) Подчёркнутое равнодушие к заниманию руководящих постов. Если обстоятельства требуют, Герой может занять такой пост, но при первой же возможности передаст в проверенные руки кого-нибудь другого.
В современной интерпретации этот принцип часто доводится до абсурда, и тогда атрибутом Героя становится способность работать только в одиночку или в небольшой группе - и полная неспособность организовать сколь угодно крупный коллектив.
3) Отсутствие строгой позиции. Это может показаться странным, но Герои обладают известным равнодушием к плодам своих деяний - во всех случаях, когда эти деяния не вступают в прямой конфликт с их обязательствами и принципами.
На практике это реализуется либо через фигуру Героя на этапе становления/обучения (т.е. он открыт к новому, ничего не знает наверняка, слушает гуру, весь мир для него одна большая песочница) - либо через Героя как профессионала-интроверта (т.е. он хорошо умеет спасать принцесс от драконов, а что там происходит вокруг, какой курс валют, какое правительство во дворце - он не в курсе ну вообще).
И если монополист-антигерой обычно пытается по-тихому выпилить себе подобных, то герой, разумеется, пытается пощадить даже врагов ("прощайте врагам своим"). Не иначе как ради разнообразия флоры и фауны своего сеттинга. Или чтобы не заскучать когда-нибудь.
4) Патологическая верность обетам. Даже когда это уже неактуально, бессмысленно и напрямую вредно. Даже когда, если закон не нарушить, можно потерять нечто для себя важное
5) Готовность идти на смерть / принести себя в жертву. Впрочем, мифически обычно подчёркивается, что смерть, принятая с такой готовностью, становится началом новой, обновлённой жизни (от Ивана-царевича после чана с кипящим молоком, до, допустим, Диониса).
Символически такая "частичная смерть" - символ способности отказаться от старого и войти в новую жизнь, не таща за собой прежних ошибок ("новое вино в старые мехи не наливают"). В этом смысл обрядов инициации и перехода. Всех этих постригов, инаугураций и бесчисленных ребёфингов с необходимостью "проснуться для новой жизни".
Деление на героев и антигероев задаёт сущность комедии и трагедии в греческом понимании жанров.
Трагедия - рассказ о конечности, смертности, судьбе. О том, что "всё, что ты любишь, умрёт". Но в отчаяние она повергает только тех, кто стоит на позиции антигероев. Кто хочет "остановить мгновение" и "запечатать жизнь", обратить её в камень. Потому что "не стареет только то, что не живёт", а жизнь учит что за началом всегда скрывается конец, и к этому надо быть готовым.
Комедия - торжество над смертью и упадком. Бабочка, вылезающая из пустой шкурки гусеницы. Новое, неожиданное, другое. Иной пласт реальности, просочившийся из-под казалось бы единственного пути, и смешавший все карты. Это сущность героической саги, это сущность и истории о курочке Рябе: не надо плакать над разбитым яйцом, потому что будет снесено новое. Даже после Рагнарёка будет новый мир.
Поэтому греки ставили искусство комедии на более высокую ступень.
Такова вкратце разница между архетипами Героя и Антигероя.
Прошу обратить внимание, что это вовсе не означает, что Герой не может приносить вред. Или убивать людей. Или трагически ошибаться. Не означает это и того, что Антигерой не может приносить пользу. Спасать кого-то. Оказываться прав.
Это просто не об этом. Герой и Антигерой = Жизнь и Смерть. Можно жить плохо, можно умереть красиво. Это ясно. Но смысл жизни и смерти ведь не в этом, правда?
Ну и разумеется бонусом к этим двум непримиримым товарищам нам достаётся фигура трикстера.
Трикстер - знак равновесия. Он - проводник и катализатор, но сам живёт мимо и помимо жизни и смерти.
В нём есть всепоглощающий инстинкт самосохранения Антигероя - но есть и стремление Героя к новому и интересному.
Он владеет и не владеет вещами и отношениями, потому что постоянно находится в процессе торговли, обмена, сравнения.
Он живёт здесь-и-сейчас, поэтому из вечного настоящего момента для него одинаково далеки концепции как смерти, так и вечности ("когда есть я, смерти нет. Когда есть смерть, нет меня").
Он не нарушает клятв... потому что их не даёт.
Он не имеет конкурентов, потому что он единственный в своём роде (других таких психов в округе не наблюдается)
Он ничем не управляет и никому не доверяет.
Одним словом, трикстер - это то самое "и" в "А и Б сидели на трубе". Он посредник, который становится посланием.
@темы: (С) - от слова "спизжено"